Незначительное хищение бюджетных средств

Важная и полезная информация в статье: "Незначительное хищение бюджетных средств". В статье рассмотрена тематика с различных точек зрения, что позволяет сделать верные выводы. По всем вопросам вы можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств.

Преступления, связанные с хищением бюджетных средств, занимают доминирующее положение среди других правонарушений в бюджетной сфере. Они совершаются путем мошеннических действий (ст.159 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет), присвоения или растраты (ст.160 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет) под видом либо в процессе законных хозяйственных операций.

В большинстве случаев, бюджетные средства похищаются посредством нецелевых или неправомерных расходов, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, когда бюджетные средства выделяются для реализации федеральных и региональных целевых программ. При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.

Так, за хищение мошенническим путем бюджетных денежных средств в особо крупном размере 102 811 159 рублей осуждены директор ООО «РемСтрой» Панков С.И. и директор ООО «ШТАЕР БАУ» Рагозин А.Е.. Данные денежные средства поступили в МО г.Донской Тульской области в виде субсидии по программе финансирования строительства муниципального жилья под переселение граждан из ветхого жилого фонда. При отсутствии реальной возможности произвести строительство многоквартирного жилого дома Панков С.И. принял на себя функции подрядчика, а Рагозин А.Е. – субподрядчика при исполнении муниципального контракта, фактически строительство жилого дома не завершили, произвели строительные работы не соответствующие нормам и правилам, в результате чего объект строительства признан негодным для использования, как угрожающий жизни и здоровью граждан. При этом они представили в администрацию МО г.Донской заведомо ложные сведения о выполнении всего комплекса строительных работ и их стоимости, на основании которых незаконно получили бюджетные средства за якобы исполненные обязательства по муниципальному контракту. Суд признал Панкова С.И. и Рагозина А.Е. виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.159 УК РФ, назначил им наказание в виде лишения свободы со штрафом.

Довольно часто данные преступления имеют коррупционную составляющую, поскольку распоряжаться бюджетными деньгами могут только лица, наделенные специальными должностными полномочиями.

В совершении растраты бюджетных средств с использованием служебного положения судом признан виновным бывший директор Департамента здравоохранения Тульской области Юдин Е.В.. Целевые денежные средства, выделенные из бюджета области на закупку медицинского оборудования, были растрачены им при приобретении медицинского томографа для Тульской областной больницы по необоснованно завышенной цене, значительно превышающей его стоимость у производителя. В результате действий Юдина Е.В. бюджету Тульской области причинен ущерб в особо крупном размере на сумму 3 483 500 рублей. По ч.4 ст.160 УК РФ Юдину Е.В. назначено наказание в виде лишения свободы, со штрафом. Также он был лишен права занимать должности, связанные с осуществлением функций представителя власти, либо выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях.

За хищение бюджетных денежных средств осужден директор педагогического училища г.Тулы Забиняк Н.Б. Используя свое служебное положение, он присвоил вверенные ему денежные средства в сумме 9 823 507 рублей, выделенные в качестве субсидий из бюджета Тульской области на оплату труда сотрудников колледжа, причинив Министерству образования Тульской области ущерб в особо крупном размере. За указанные действия Забиняк Н.Б. осужден по ч.4 ст.160 УК к лишению свободы и лишен почетного звания «Заслуженный учитель РФ».

Мошенничество в особо крупном размере было совершено председателем общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» Звягинцевым Н.П., который, используя свое служебное положение, обманным путем похитил денежные средства в размере 5 000 000 рублей, выделенные из федерального бюджета на государственную поддержку инвалидов. Звягинцев Н.П. представил фиктивные документы, содержащие сведения о целевом использовании 5 000 000 рублей на строительство комплекса с рабочими местами для инвалидов. Фактически никакие работы по строительству комплекса не производились, а бюджетные деньги были Звягинцевым Н.П. похищены. Судом Звягинцев Н.П. был признан виновным по ч.4 ст.159 УК РФ с назначением наказания в виде лишения свободы, а также лишен права занимать должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных полномочий.

Хищению бюджетных средств способствовало отсутствие контроля за их использованием. Государственные и муниципальные заказчики не проверяли достоверность сведений подрядчиков о выполненных работах и их стоимости, не осуществляли приемку работ в установленном порядке, не проводили мониторинг цен на приобретаемое оборудование. Данные обстоятельства требуют вмешательства контролирующих органов для своевременного выявления нарушений, допущенных при использовании целевых бюджетных средств.

Прокурор уголовно-судебного отдела прокуратуры Тульской области Осотова А.В.

За хищение бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов могут установить уголовную ответственность

Перечень преступлений против госвласти, интересов госслужбы и службы в органах местного самоуправления могут расширить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный депутатами Антоном Ищенко, Сергеем Каргиновым и Иваном Сухаревым, внесен в Госдуму.

Предлагается установить уголовную ответственность за хищение бюджетных средств. УК РФ планируется дополнить соответствующей статьей. Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.) предусмотрено лишение свободы на срок 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. За то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо с использованием организаций, образованных через подставных лиц, предполагается лишать виновных свободы на срок 7-12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 12 лет.

Читайте так же:  Написать жалобу в военную прокуратуру анонимно или от другого лица

В свою очередь, за преступление, совершенное организованной преступной группой, либо в особо крупном размере (более 30 млн руб.), либо повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, предусмотрено лишение свободы на срок от 10 до 20 лет, либо пожизненное лишение свободы.

Кроме того, в УК РФ может появиться статья, предусматривающая ответственность за хищение средств государственных внебюджетных фондов, с аналогичными видами и сроками наказания и квалифицирующими признаками.

Отметим, что Правительство РФ и ВС РФ законопроект не поддерживают.

Напомним, что в действующей редакции УК РФ предусмотрена ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ). Однако, по мнению авторов законопроекта, данные составы преступлений не охватывают корыстные мотивы и при хищении бюджетных средств применению не подлежат.

За хищение денег или иного имущества в рамках исполнения госконтракта могут установить уголовную ответственность

Разработаны комплексные меры, направленные на предупреждение совершения хищений бюджетных средств. Соответствующий законопроект 1 , подготовленный депутатами Ириной Яровой и Михаилом Старшиновым, внесен в Госдуму.

Предлагается установить уголовную ответственность за хищение денежных средств или иного имущества, совершенное должностным лицом заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), субподрядчика или соисполнителя при исполнении государственного или муниципального контракта. За совершение такого деяния виновных планируется наказывать штрафом в размере от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Повышенная ответственность предусмотрена за то же деяние, совершенное в значительном (при стоимости денежных средств или иного имущества более 250 тыс. руб.), крупном (1 млн руб.) и особо крупном (6 млн руб.) размерах, а также совершенные лицом, занимающим государственную должность РФ или субъекта РФ, главой органа местного самоуправления, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, при исполнении госконтракта по гособоронзаказу.

Кроме того, подрядчика и исполнителя планируется обязать сообщать обо всех соисполнителях (субподрядчиках). «Мы считаем, что это необходимо делать независимо от суммы контракта», – подчеркнула Яровая, напомнив, что сейчас такая обязанность возникает при сумме контракта более 1 млрд руб. для федеральных, 100 млн руб. для региональных и муниципальных нужд и если цена или общая цена договора или договоров поставщика (подрядчика, исполнителя) с соисполнителями, субподрядчиками составляет более 10% цены контракта.

При этом в целях обеспечения профилактики хищений в рамках исполнения госзаказа предусмотрена обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) уведомлять субподрядчиков и соисполнителей о том, что они работают в рамках госконтракта. Также предлагается ввести обязанность поставщика (исполнителя) указывать сведения о производителе товара и основаниях перехода права собственности на товар от производителя к поставщику. Предполагается, что это будет способствовать исключению злоупотреблений и завышения цены контракта.

За неисполнение указанных обязанностей предусмотрен административный штраф для должностных лиц в размере 50 тыс. руб., для юридических лиц – 200 тыс. руб.

Помимо этого, в ст. 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями), ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), ст. 290 УК РФ (получение взятки), ст. 291 УК РФ (дача взятки) и ст. 291.1 УК РФ (посредничество во взяточничестве) планируется ввести квалифицирующий признак – совершение указанных преступлений при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или исполнении государственного или муниципального контракта, а также особо квалифицирующий признак – совершение преступлений при размещении или выполнении государственного оборонного заказа.

Наказание за хищение бюджетных средств путем предоставления ложных сведений

Так, за хищение бюджетных средств в крупном размере (более 2 млн руб.) предусмотрено лишение свободы на срок 5-10 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет. Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств Текст научной статьи по специальности — Государство и право 2007. №1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovaya-kvalifikatsiya-hischeniya-i-netselevogo-rashodovaniya-byudzhetnyh-sredstv (дата обращения: 24.08.2018). Тимченко В. А. et al. «Уголовно-правовая квалификация хищения и нецелевого расходования бюджетных средств» Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал (2007). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovaya-kvalifikatsiya-hischeniya-i-netselevogo-rashodovaniya-byudzhetnyh-sredstv (дата обращения: 24.08.2018). Тимченко В.

Хищение бюджетных средств статья в ук рф

Между тем следователям, прокурорам, осуществляющим надзор за расследованием дел данной категории, надлежит помнить, что в силу п. 2 ст. 209 ГК РФ отчуждение имущества может быть произведено только лишь с согласия и (или) по поручению собственника. А поскольку такого согласия и своего волеизъявления на отчуждение имущества собственник не давал, то преступник путем ли обмана или злоупотребления доверием фактически изымает это имущество у титульного (непосредственного) собственника. Именно эти два действия и составляют признаки объективной стороны мошенничества, однако законодатель не раскрывает этих понятий.
На практике под обманом понимают умышленное искажение или сокрытие истины с целью ввести в заблуждение лицо, в ведении которого находится имущество, и таким образом добиться от него добровольной передачи имущества, а также сообщение с той же целью заведомо ложных сведений.

Что грозит за хищение бюджетных средств по статье 158 ук рф

  • переквалификация преступления (при обвинении по ч. 2, ч. 3 и ч. 4 статьи 160 УК РФ);
  • полное или частичное возмещение ущерба потерпевшему;
  • сбор характеристик на виновного.

Ответственность За присвоение или растрату бюджетных средств УК РФ предполагает несколько видов наказаний:

[2]

  • штраф от 120000 рублей или в размере доходов осужденного за однолетний период;
  • до 24-х часов обязательных работ;
  • до полугода исправительных работ;
  • до 2-х лет ограничения свободы;
  • до 2-х лет принудительных работ;
  • до 2-х лет лишения свободы.
Читайте так же:  Как узнать кому принадлежит инн

Наказание группы лиц Если доказывается, что в присвоении или растрате участвовала группа лиц по предварительному сговору, а потерпевшему был нанесен значительный имущественный ущерб, это считается отягчающим обстоятельством.

Квалификация и ответственность за хищение бюджетных средств

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств.

Хищение бюджетных средств в крупном размере,- наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет; 2.То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека; в) с использованием юридических лиц, указанных в статье 173 1 настоящего Кодекса, — наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет; 3.То же деяние, совершённое: а) организованной преступной группой; б) в особо крупном размере в) повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы от 10 до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Статья 160 ук рф — присвоение или растрата

158.3 тайное хищение в крупном размере

  1. штраф до 500 тыс. рублей или доход до 3 лет;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 1,5 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и возможным органич. свободы до 1,5 лет

158.4 тайное хищение в организованной группе или в особо крупном размере лишение свободы до 10 лет с возможным штрафом до 1 миллиона рублей или доходом за 5 лет и возможным огранич. свободы до 2 лет 159.3 хищение имущества с использованием служебного положения

  1. штраф до 500 тыс. рублей или заработок за 3 года;
  2. принуд. работы до 5 лет с возможным огранич. свободы до 2 лет;
  3. лишение свободы до 6 лет с возможным штрафом до 80 тыс. рублей и с возможным огранич.

Ответственность за предоставление банку ложных сведений при оформлении кредита

Для участников преступной группы предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф до 300000 рублей или в объеме доходов осужденного за двухлетний период;
  • до 360-х часов обязательных работ;
  • до 1-ого года исправительных работ;
  • до 5-ти лет принудительных работ;
  • до 1-ого года ограничения свободы;
  • до 5-ти лет лишения свободы.

Если было похищено имущество в особо крупном размере, предельный срок лишения свободы возрастает до 10 лет, а максимальная сумма штрафа возрастает до 1000000 рублей или до размера доходов осужденного за период до 3 лет. Злоупотребление служебным положением Злоупотребление служебным положением — еще одно отягчающее обстоятельство.

Статья ук хищение бюджетных средств

При этом учитываются конкретные обстоятельства дела, в том числе наличие у гражданина реальной возможности возвратить имущество собственнику и совершение попыток скрыть свои действия путем подлога или другим способом. Многие юристы считают растрату следующим этапом присвоения вверенного имущества. Они объясняют: чтобы начать обращать собственность в свою пользу, вначале необходимо принять решение о том, что она не будет возвращена владельцу.

С другой стороны, в судебной практике такой подход к преступлению не применяется, иначе одно и то же хищение имело бы 2 момента окончания: окончание присвоения и окончание растраты. Оба вида хищения вверенного имущества характеризуются его нахождением у виновного в момент окончания преступления.

Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему: Статья УК РФ Состав и квалификация преступления Меры наказания 158.1 тайное хищение

  1. штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
  2. обязат. работы до 360 часов;
  3. исправ. работы до 12 мес.;
  4. принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
  5. арест до 4 мес.

158.2 то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение

  1. штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
  2. обязат. работы до 480 часов;
  3. исправ. работы до 2 лет;
  4. принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич.

Вы точно человек?

Основаниями для них служат:


  • гражданско-правовые договоры (хранения, перевозки, аренды);
  • служебные или трудовые отношения;
  • специальные полномочия.

Если у лица не было полномочий на владение собственностью, она была передана под охрану или под присмотр случайному человеку, то имущество не признается вверенным. Тайное хищение в таком случае квалифицируется по статье 158 уголовного кодекса РФ. Таким образом, существенное отличие присвоения от воровства заключается в том, что преступник не изымает собственность у владельца, а обретает права на нее на законных основаниях.

Присвоение и растрата имущества — преступления, которые осуществляются двумя путями. Первый способ — совершение определенного действия (например, когда виновный использует собственность, которая была передана ему на хранение).

Закон ук рф за растрату бюджетных средств

Преступления, связанные с хищением бюджетных средств, занимают доминирующее положение среди других правонарушений в бюджетной сфере. Они совершаются путем мошеннических действий (ст.159 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет), присвоения или растраты (ст.160 УК РФ предусматривает наиболее строгое наказание в виде лишения свободы на срок до 10 лет) под видом либо в процессе законных хозяйственных операций. В большинстве случаев, бюджетные средства похищаются посредством нецелевых или неправомерных расходов, а также при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, когда бюджетные средства выделяются для реализации федеральных и региональных целевых программ. При этом бюджету причиняется ущерб в крупном и особо крупном размере, который исчисляется миллионами рублей.

Читайте так же:  Заведующая хозяйством должностная инструкция

Хищение бюджетных средств статья в ук рф

  • Воспользоваться своими полномочиями для получения личной выгоды.
  • Значительно нарушить права или законные интересы граждан, юридических лиц или государства.
  • Быть на муниципальной или государственной службе.

Из этого можно сделать вывод, что если человек превысил свои полномочия с целью получить выгоду, то его ожидает более строгое наказание. Следовательно, если должностное лицо намеренно превысило стоимость услуги или товара, чтобы часть денег забрать себе, то его можно обвинить в злоупотреблении полномочиями. Какая ответственность предусмотрена Наказание преступника по статье УК РФ будет определяться в зависимости от того, как квалифицируют правонарушение.

Статья 160 ук рф — присвоение или растрата

Что грозит за хищение бюджетных средств по статье 158 ук рф

Следовательно, в зависимости от способа совершения и размеров хищения госимущества, в том числе – бюджетных средств, будет зависеть квалификация преступления и мера наказания по нему: Статья УК РФ Состав и квалификация преступления Меры наказания 158.1 тайное хищение

  1. штраф до 80 тыс. рублей или доход осужденного до 6 мес.;
  2. обязат. работы до 360 часов;
  3. исправ. работы до 12 мес.;
  4. принуд. работы, либо огранич. свободы, либо лишение свободы до 2 лет;
  5. арест до 4 мес.

158.2 то же деяние в группе лиц по предварит. сговору или при незаконном проникновении в помещение

  1. штраф до 200 тыс. рублей или доход за 1,5 года;
  2. обязат. работы до 480 часов;
  3. исправ. работы до 2 лет;
  4. принуд. работы, либо лишение свободы до 5 лет с возможным огранич.

Статья 285.1. нецелевое расходование бюджетных средств

Квалификация хищения по статье 160 УК РФ производится, если между владельцем и лицом, которому он вверил свое имущество, существовали юридически закрепленные отношения. Таким образом, главное отличие мошенничества от присвоения и растраты заключается в том, что в первом случае субъект преступления находится в правовых отношениях с владельцем имущества, которые основаны на доверии, а во втором — нет. Квалификация Согласно редакции уголовного кодекса, действующей на 2018 год, квалифицирующим признаком в случае присвоения или растраты становится причинение потерпевшему значительного имущественного ущерба.
Его минимальный размер — 2500 рублей.

Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств.

В документе указываются денежные поступления в казну, источники, а также возможный дефицит).

[3]

  • Бюджетный кредит (предоставление финансовых активов регионам, городам и организациям с условием возврата. За расходование этого вида финансирования не применяется наказание, как за нецелевое использование бюджетных средств по статье 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации. Каким образом привлекается к ответственности за растрату государственных кредитов группа лиц, рассмотрено ст. 176 ч.4).
  • Использованием предоставленные денежных средств не по назначению считается их направление на расходы, не указанные в смете, или оплата одних затрат бюджетного плана за счёт других. Растрата средств осуществляется путём списания всей предоставленной суммы со счёта и выдачи её какой-нибудь организации или человеку.

Статья ук хищение бюджетных средств

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

В обоих случаях все факты хищений должны быть совершены единым методом при обстоятельствах, которые указывают на наличие корыстного умысла у виновного лица. Действия соучастников Если в присвоении или растрате принимала участие группа лиц, суду необходимо установить роли каждого из них. Подстрекательство доказывается в том случае, когда лицо склонило другое лицо к совершению преступных действий путем подкупа, угрозы, уговора или иными методами.
Пособничество заключается в содействии реализации незаконных действий с помощью указаний, советов, предоставления каких-либо данных, орудий или средств для совершения преступления или в устранении препятствий. Также пособником признается гражданин, который заранее обещал скрыть личность исполнителя и следы противоправных действий либо собирался приобрести и сбыть похищенное имущество.

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Хищение бюджетных средств в крупном размере,- наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет; 2.То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека; в) с использованием юридических лиц, указанных в статье 173 1 настоящего Кодекса, — наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двенадцати лет; 3.То же деяние, совершённое: а) организованной преступной группой; б) в особо крупном размере в) повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается лишением свободы от 10 до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы.

Квалификация и ответственность за хищение бюджетных средств

Если преступление произошло путем прямой кражи, например чиновник, зная код от сейфа, где лежат наличные деньги из бюджета, выделенные на проведение какого-либо мероприятия, похищает их, такое преступное деяние будет квалифицироваться по ст. 158 УК «Кража». Может быть, что хищение произошло посредством использования служебного положения, например чиновник в составе преступной группы, используя свое положение, позволил получить тендер на проведение каких-либо работ подведомственной ему фирме. Далее деньги, выделяемые из бюджета данной фирме, делятся между членами преступной группы.
Такое преступление будет квалифицироваться по ст. 159.3 или 159.4 УК РФ, в зависимости от размера хищения.
Состав преступления Расхищение денег из бюджета может происходить различными способами. Фактически можно выделить три основных варианта нарушения, которые встречаются в учреждениях. Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.
Услуги или товары могут:

  • Не поставляться или не оказываться.
  • Поставляться, но в меньшем объеме, чем указано в документах.
  • Поставляться, однако, с завышением стоимости.

При этом в деле фигурируют государственные деньги, которые нечестным путем частично или полностью оказываются в руках человека. Важно определить, имеется ли корыстная цель, то есть, хочет ли нарушитель завладеть чужим имуществом для извлечения пользы для себя или для третьего лица. Важно! Предметом преступления всегда выступают бюджетные средства.

Читайте так же:  Нормы оформления для документов

Квалификация и ответственность за хищение бюджетных средств

Присвоение или растрата бюджетного имущества нередко совершаются должностными лицами. Они злоупотребляют своими полномочиями для личного обогащения, из-за чего вредят государству и обычным людям. Хищение бюджетных средств – серьезное преступление, за которое предусмотрено уголовное наказание. Конкретный приговор выносится в зависимости от обстоятельств и размера украденного. Такие правонарушения характерны и достаточно распространены в постсоветских странах (Беларусь, Казахстан, Украина и, кончено, РФ), где наблюдается высокий уровень коррупции.

Что является хищением бюджетных средств

Хищение средств из бюджета чаще всего происходит в крупном или особо крупном размере. В большинстве случаев преступником выступает высокопоставленное лицо, которое отвечает за управление государственными финансами. Преступление происходит за счет увеличения фактической стоимости определенного типа расходов, необходимых для реализации муниципальных или государственных программ.

Допустим, человек намеренно завышает цену ремонта, чтобы часть средств забрать себе. Подобное преступление может совершаться как одним человеком, так и группой лиц. Учитывая тот факт, что нанесенный ущерб из-за неправомерных действий может достигать миллиардов рублей, бюджет серьезно страдает. Из-за этого хуже реализуются региональные и федеральные целевые программы.

Казнокрадство может назначаться по двум статьям: 160 УК РФ (присвоение и растрата) или же статья 159 УК РФ (мошенничество). В большинстве случаев преступление имеет коррупционную составляющую. Чтобы распорядиться бюджетными средствами, необходимо обладать особыми должностными полномочиями.

Состав преступления

Расхищение денег из бюджета может происходить различными способами. Фактически можно выделить три основных варианта нарушения, которые встречаются в учреждениях. Мы рассмотрим данные моменты, которые достаточно часто происходят.

Услуги или товары могут:

  • Не поставляться или не оказываться.
  • Поставляться, но в меньшем объеме, чем указано в документах.
  • Поставляться, однако, с завышением стоимости.

При этом в деле фигурируют государственные деньги, которые нечестным путем частично или полностью оказываются в руках человека. Важно определить, имеется ли корыстная цель, то есть, хочет ли нарушитель завладеть чужим имуществом для извлечения пользы для себя или для третьего лица.

Важно! Предметом преступления всегда выступают бюджетные средства. При этом они могут в разной форме поставляться, допустим, в качестве государственного целевого кредита.

Понадобится определить, присвоило ли лицо деньги себе или же растратило. Есть ряд отличий, по которым можно понять, какое преступление произошло.

Присвоение – это хищение имущества, которое было доверено преступнику. У физического или юридического лица появляется незаконное право распоряжаться собственностью, которая по факту ему не принадлежит. Присвоение в особо крупных размерах происходит в тех случаях, когда объект хищения был высоко оценен.

Растрата – это расходование человеком чужого имущества в своих целях, его потребление или отчуждение. В этом случае злоумышленник обогащается за чужой счет. Растрата средств должностным лицом встречается достаточно часто, и преступление характеризуется согласно нахождению собственности у виновного во время судебного разбирательства.

Мошенничество – это получение средств обманным путем. Как правило, коррупция происходит с использованием мошеннических методов. Потому как лицо обманом завладевает бюджетными средствами, а потом уже распоряжается ими по своему усмотрению.

Квалифицирующие признаки

Квалифицирующими признаками являются отягчающие обстоятельства, которые указываются в статье. Они могут относиться к предмету преступления, к объективной стороне, к субъекту деяния, а также к соучастию в преступлении. Потребуется учесть размер предмета преступления. Необходимо будет определить, произошло хищение в крупном или особо крупном размере.

Также будет учитываться тот факт, злоупотреблял ли преступник своими должностными полномочиями. Потому как в этом случае будет положено более строгое наказание. Отдельно стоит определить, были ли соучастники или же гражданин действовал в одиночку.

Последствия, которые повлек за собой неправомерный поступок, тоже играют свою роль. Потому как если из-за преступления был нанесен серьезный вред, тогда наказание будет более строгим. В особенности важно, была ли опасность для здоровья или жизни людей.

В зависимости от обстоятельств выносится приговор. В Уголовном кодексе прописаны те моменты, которые влияют на наказание. Естественно, хищение в особо крупном размере всегда будет наказываться строже, чем мелкое воровство.

Злоупотребление служебным положением

Хищение денег из бюджета часто подразумевает злоупотребление полномочиями. Потому как преступнику будет сложно получить государственные деньги, если он не занимает должность, связанную с финансами. Мы рассмотрим те моменты, которые касаются злоупотребления полномочиями.

Чтобы квалифицировать злоупотребление, подозреваемый должен одновременно:

  • Воспользоваться своими полномочиями для получения личной выгоды.
  • Значительно нарушить права или законные интересы граждан, юридических лиц или государства.
  • Быть на муниципальной или государственной службе.

[1]

Из этого можно сделать вывод, что если человек превысил свои полномочия с целью получить выгоду, то его ожидает более строгое наказание. Следовательно, если должностное лицо намеренно превысило стоимость услуги или товара, чтобы часть денег забрать себе, то его можно обвинить в злоупотреблении полномочиями.

Какая ответственность предусмотрена

Наказание преступника по статье УК РФ будет определяться в зависимости от того, как квалифицируют правонарушение. Как уже говорилось, могут приписать различные статьи. Человека могут осудить по ст. 160 УК РФ. В этом случае ответственность наступит за хищение средств из бюджета.

Если осудят по третьей части данной статьи, тогда может быть назначено следующее наказание:

  • Штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей.
  • Лишение права выступать в определенной должности, а также заниматься конкретной деятельностью. Ограничение может продолжаться до пяти лет.
  • Принудительные работы на срок до пяти лет. Их могут назначить, дополнительно ограничив свободу преступника.
  • Тюремное заключение на период до шести лет. При этом человека могут дополнительно оштрафовать и ограничить свободу на срок до полутора лет.

Если осудят по ч. 4 ст. 160 УК РФ, тогда меры будет более серьезные. Лишают свободы на срок до десяти лет. Штраф может доходить до одного миллиона рублей. Также могут ограничить свободу на период до двух лет.

Читайте так же:  Гибдд мвд проверка авто

Бывает и такое, что человек проходит по статье о мошенничестве (159). В этом случае, опять же, определяются обстоятельства преступления. Наихудшим наказанием может стать тюремное заключение на срок до 10 лет. Произойдет оно в том случае, если человек совершил хищение в особо крупном размере.

Хищение бюджетных средств. Статья в УК РФ.

В Уголовном кодексе Российской Федерации факт хищения бюджетных средств проходит либо по статье 160 в качестве присвоения либо растраты, либо по 159 (в случае, если в деле о совершении такого преступления установлено наличие мошенничества). Наличие двух статей, характеризующих хищение, вызвано тем, что у таких происшествий бывают самые разные обстоятельства, в зависимости от которых определяется его тип и соответствующая мера наказания.

Практически во всех случаях данное преступление имеет отношение к коррупции, ведь для того, чтобы распоряжаться достаточными для хищения средствами, нужно иметь особенные должностные полномочия.

Без соблюдения данного условия доступ к большим объёмам денежных средств попросту отсутствует.
Ущерб в результате хищения может быть крупным или особо крупным, вплоть до миллиардов рублей, изъятых у государства преступником. Такие траты наносят ощутимый ущерб государственному бюджету и сильно влияют на его распределение в дальнейшем, ведь если средства были украдены, их нельзя пустить ни на какие полезные цели и программы.

Практически всегда вред от хищений является чрезвычайно существенным и имеет ряд неприятных последствий.

Хищение бюджетных средств является одним из самых распространённых в определённых сферах преступлением и строго карается по действующему законодательству.

По статье 160 присвоение и растрата имеют некоторые различия в определении понятий.

Присвоение — это хищение чужой собственности, которая была доверена виновному.

Растрата же предполагает отчуждение похищенного имущества тем или иным образом.

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

Технически, присвоение предполагает исключительно владение чужой собственностью, в то время как растрата означает, что от собственности избавляются, и именно это избавление приводит к обогащению злоумышленника. В обоих случаях у преступника должно быть достаточно полномочий для доступа к средствам, которые подлежат хищению.

В данной статье такое преступление определяется частями 3 и 4, так как для его совершения непременно необходимо использовать служебное положение, а также оно всегда происходит только в крупном и особо крупном размере. Мелкие суммы, украденные злоумышленником, не подлежат оценке как хищение. Сумма украденных денежных средств должна составлять от двухсот пятидесяти тысяч рублей, или же от миллиона, если речь идёт об особо крупном хищении.

Именно размер ущерба определяет, к какой части статьи будет отнесено конкретное преступление. Меры наказания, которые применяются к преступнику, обычно достаточно жёсткие, потому что само преступление является тяжёлым и включают в себя штрафы до миллиона рублей, а также лишение свободы, сроки которого в некоторых случаях могут достигать двух лет.

Если хищение подпадает под статью 159, то оно классифицируется как мошенничество. Это значит, что в деле имеет место злоупотребление доверием потерпевшего. Чаще всего это достигается, если между преступником и пострадавшим изначально установлены доверительные отношения того или иного рода.

Служебные отношения часто могут быть доверительными, особенно если они существуют между разными лицами уже длительный срок. Использование подобных отношений для извлечения преступной выгоды всегда определяется как мошенничество. Наказание назначается в зависимости от этого обстоятельства.

Хищения обычно относят к частям с третьей по седьмую данной статьи из-за стоимости таких краж, а также прочих особенностей, например, факта использования служебного положения, которое обычно всегда имеет место. Каждая часть статьи предполагает разное наказание за совершение подобного преступления, причём выбор меры всегда весьма индивидуален в зависимости от состава дела. Требуется очень тщательное и детальное рассмотрение судьёй конкретного случая правонарушения для вынесения чёткого, справедливого приговора.

Таким образом, хищение может рассматриваться по двум статьям Уголовного Кодекса.

Выбор статьи при определении меры наказания зависит от того, какие отношения были установлены между потерпевшей стороной и лицом, совершившим преступление. Если в данных взаимоотношениях имело место доверие, то выбирается статья, описывающая случаи мошенничества. Если отношения были исключительно служебными, то преступление оценивается как присвоение или растрата в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Внимание! В данной статье информация могла устареть! Для уточнения информации заполните заявку ниже и квалифицированный юрист поможет решить вашу задачу или позвоните по телефонам указанным на сайте. Консультация или звонок бесплатно!

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ БЕСПЛАТНО
ЗАДАЙТЕ ВОПРОС ЮРИСТУ
Москва, обл 8 (499) 653-60-72 доб. 605
Санкт-Петербург, обл 8 (812) 426-14-07 доб. 197
Федеральный номер 8 (800) 500-27-29 доб. 856

Источники


  1. Гельфер, Я. М. История и методология термодинамики и статистической физики / Я.М. Гельфер. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2013. — 536 c.

  2. Тихомиров, М. Ю. Защита жилищных прав. Комментарии, судебная практика, образцы документов / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2016. — 144 c.

  3. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
  4. Практика адвокатской деятельности / Под редакцией Л.И. Трунова. — М.: Юрайт, 2016. — 748 c.
Незначительное хищение бюджетных средств
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here