Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

Важная и полезная информация в статье: "Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия". В статье рассмотрена тематика с различных точек зрения, что позволяет сделать верные выводы. По всем вопросам вы можете обратиться к нашему дежурному специалисту.

Глава III. Гарантии прав профсоюзов (ст.ст. 24 — 28)

Глава III. Гарантии прав профсоюзов

>
Гарантии имущественных прав профсоюзов
Содержание
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава II. Основные права профсоюзов (ст.ст. 11 — 23)

Глава II. Основные права профсоюзов

>
Право профсоюзов на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников
Содержание
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

. которые. Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право » и «государственное право » зачастую считаются синонимами. . которые. Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное .

Смотрите также. . огромное разнообразие специальных. Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Социальное партнерство

К сожалению, эта кодификация сопровождалась утратой многих прогрессивных положений законодательства 90-х годов о профсоюзах как субъектах социально-партнерских отношений, единственных законных представителях работников.

Профсоюз – это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты социально-трудовых прав и интересов.

В законе «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8 декабря 1995 г.

сформулированы следующие права профсоюзов:

6.Права профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды обеспечиваются созданием профсоюзных инспекций по охране труда, их обязательным участием в расследовании несчастных случаев на производстве.

Профсоюзы вправе требовать приостановления работ, если появляется угроза жизни и здоровью работников, до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.

Закон не связывает руки профсоюзам в определении содержания колдоговора. Рекомендуемый перечень вопросов для включения в колдоговор состоит из следующих пунктов:

— Форма, система и размер оплаты труда, вознаграждения, доплаты, компенсации.

— Механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен и результатов труда

— Занятость, переобучение, условия высвобождения работников.

— Продолжительность времени работы, отдыха, отпусков, льготы для учащихся.

— Улучшение условий и охрана труда, в т.ч. труда женщин и молодежи.

— Контроль за выполнением договора и ответственность сторон (ежегодный отчет профкома и администрации о выполнении его условий на общем собрании или конференции работников).

— Обеспечение нормальных условий деятельности профсоюзов и иных представительных органов работников.

— Отказ от забастовок по условиям, включенным в договор при условии их полного и своевременного выполнения.

Правовой статус профсоюзов

Для выражения и защиты своих интересов работники объединяются в профсоюзы.

Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в шесть глав.

Он устанавливает правовые основы создания профсоюзов, их и гарантии деятельности.

Данный Закон регулирует отношения профсоюзов с органами государственной власти, местного самоуправления, работодателями, их объединениями, другими общественными объединениями, юридическими лицами и гражданами.

Глава II «Основные права профсоюзов» (ст.

11–23)

предусматривает следующие права:

■ на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников (ст. 11);

■ на содействие занятости (ст.

■ на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за их выполнением (ст. 13);

■ на участие в урегулировании коллективных трудовых споров (ст. 14);

■ на бесплатную информацию (ст.

[2]

■ на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров (ст. 18);

■ на профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде (ст. 19);

■ в области охраны труда и окружающей среды (ст.

■ на участие профсоюзов в осуществлении приватизации государственного и муниципального имущества (ст. 21), право на социальную защиту работников (ст.

22), на защиту интересов работников в органах по рассмотрению трудовых споров (ст. 23).

Глава III «Гарантии прав профсоюзов» (ст.

24–28)

предусматривает ряд гарантий как профсоюзам, так и профсоюзным выборным активистам.

Глава IV «Защита прав профсоюзов» (ст.

Статья ТКРФ 30. Представление интересов работников первичными профсоюзными организациями

Комментарий к статье 30

1. Новая редакция комментируемой статьи, в отличие от прежней редакции, посвященной лишь представительству интересов работников, не являющихся членами профсоюзов, устанавливает правила представительства профсоюзами на локальном уровне работников, занятых у конкретного работодателя. Правила представительства работников — членов профсоюза и работников, не являющихся членами профсоюзов, различны.

2. Профессиональный союз представляет собой добровольное общественное объединение граждан, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст. 2 Закона о профсоюзах). По вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений профессиональные союзы представляют и защищают права и интересы исключительно членов профсоюзов. В области же коллективных прав и интересов ситуация иная: профессиональные союзы могут представлять и защищать указанные права и интересы работников вне зависимости от членства в профсоюзах, но только в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке (ст. 11 Закона о профсоюзах).

3. Факт вступления работника в профсоюз означает, что работник уполномочил соответствующий профсоюз на представительство своих интересов в рамках социально-партнерского взаимодействия с работодателем. Представительство профсоюзами интересов своих членов презюмируется и не требует специального подтверждения.

[3]

4. Новая редакция комментируемой статьи изменяет правила представительства профсоюзами в коллективных трудовых отношениях интересов работников, не являющихся членами профсоюзов. Ранее такое представительство по общему правилу осуществлялось посредством наделения профсоюза полномочиями на представительство со стороны конкретного работника путем письменного уполномочения либо поручения представления интересов работников первичной профсоюзной организации на общем собрании (конференции) работников.

Читайте так же:  Еесли погашение ипотеки материнским капиталом не перечисляет деньги в банк

В настоящее время профсоюзы представляют на локальном уровне в коллективных трудовых отношениях интересы работников, не являющихся членами профсоюзов, в силу закона (в случаях и порядке, которые предусмотрены ТК). В частности, право вступить в коллективные переговоры от имени всех работников, занятых у работодателя, предоставлено первичной профсоюзной организации, объединяющей более половины работников организации, индивидуального предпринимателя (см. ч. 3 ст. 37 ТК и комментарий к ней). Несколько первичных профсоюзных организаций, которые в совокупности объединяют более половины работников, занятых у конкретного работодателя, могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров от имени всех работников (см. ч. 2 ст. 37 ТК и комментарий к ней).

Представление профсоюзами работников в силу закона не отрицает возможности наделения профсоюза полномочиями на представительство со стороны работников, не являющихся членами профсоюзов. Так, первичная профсоюзная организация, которая объединяет менее половины работников, занятых у работодателя, может быть наделена полномочиями на вступление в коллективные переговоры от имени всех работников (см. ч. 4 ст. 37 ТК и комментарий к ней).

5. По вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений (при разрешении индивидуальных трудовых споров, установлении индивидуальных условий труда и т. п.) профсоюз может представлять права и интересы работников, не являющихся членами профсоюзов, только в случаях наделения полномочиями на представительство. В данном случае процедура наделения полномочиями на представительство законодательно не предусмотрена и на практике устанавливается самим профсоюзом. Профсоюз также устанавливает условия, на которых будет осуществляться такое представительство. Одним из условий представительства может являться материальная поддержка представляемыми работниками профсоюза. О перечислении денежных средств см. ч. 6 ст. 377 ТК и комментарий к ней.

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

М.А. Козлов,
юрист, г. Москва

У значительной части трудозанятого населения нашей страны профсоюз традиционно ассоциируется с необходимостью уплаты соответствующих взносов, а также с подарками к памятным датам, материальной помощью в связи с радостными и скорбными событиями в жизни людей, организацией отдыха сотрудников и их детей и т. п. Однако помимо социальной составляющей деятельности профсоюз обладает всеми необходимыми возможностями для эффективной защиты прав и представления интересов как трудового коллектива организации в целом, так и отдельных ее работников.
Вопросы реализации первичной профсоюзной организацией предоставляемых ей законодательством полномочий в сфере труда и занятости, а также порядок ее взаимодействия с работодателем рассмотрим в нашей статье.

Полномочия профсоюза

Давайте договариваться!

Как уже сказано, одной из важнейших функций профсоюза является представительство от имени работников в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения, что позволяет работникам участвовать в управлении организацией, а также определять условия своего труда.

Участие профсоюзов в социальном партнерстве

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

[1]

Случаи и порядок учета мнения профсоюза или представительного органа работников (Куревина Л.В.)

Дата размещения статьи: 22.06.2015

Для защиты своих прав и интересов работникам различных сфер деятельности законодательством предоставлено право объединяться в профессиональные союзы. Наличие такого органа не только является неким гарантом соблюдения положений Трудового кодекса работодателем, но и накладывает на последнего немало обязанностей. Одна из таких — учет мнения профсоюза в той или иной процедуре, например при принятии локальных нормативных актов, увольнении по сокращению штата и т.д. Однако Трудовым кодексом право отстаивать интересы работников предоставлено не только профсоюзам, но и иным представительным органам. В статье рассмотрим, в каких случаях и в каком порядке должно учитываться мнение профсоюза или представительного органа.

Представители работников в учреждении

Обратите внимание! Профсоюз имеет право представлять интересы всех работников организации, если он объединяет более половины работников этой организации (ч. 3 ст. 37 ТК РФ).

Учет мнения профсоюза (представительного органа) при принятии локальных нормативных актов

Учет мнения профсоюза (представительного органа) при установлении рабочего времени и времени отдыха

Профсоюз и оплата труда

Порядок учета мнения профсоюза (представительного органа)

Иные случаи участия профсоюза в трудовой деятельности

Мы рассмотрели случаи, когда работодатель обязан учитывать мнение профсоюза (представительного органа) по отношению ко всем работникам организации. Однако отдельное внимание законодательством уделено и самим членам профсоюзов, которые имеют некоторые преимущества перед остальными работниками. Так, например, работодатель обязан:
— учитывать мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора с членами профсоюза в связи с сокращением штата, несоответствием занимаемой должности или неоднократным неисполнением трудовых обязанностей (п. п. 2, 3, 5 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). При этом порядок такого согласования предусмотрен ст. 373 ТК РФ (ч. 2 ст. 82 ТК РФ).

Обратите внимание! При принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (ч. 1 ст. 82 ТК РФ);

Мы рассмотрели основные обязанности работодателя, возникающие при наличии в организации профсоюза или представительного органа. В связи с этим может возникнуть вопрос: должны ли работники ставить в известность работодателя о создании таких органов? Данной обязанности законодательством не установлено. Однако в п. 27 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» говорится, что недопустимо сокрытие работником того обстоятельства, что он является членом профсоюза или руководителем (его заместителем) выборного коллегиального органа первичной профсоюзной организации либо ее структурного подразделения, не освобожденным от основной работы, когда решение вопроса об увольнении должно производиться с соблюдением процедуры учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации либо соответственно с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа. В противном случае будет нарушен принцип недопустимости злоупотребления правом со стороны работников.

Читайте так же:  Запись на прием в гибдд для регистрации автомобиля

Имеет ли право профсоюзная организация защищать интересы работника, не являющегося членом профсоюза?

Вопрос: Имеет ли право профсоюзная организация защищать интересы работника, не являющегося членом профсоюза?

Ответ: В наименовании и содержании статьи 30 Трудового кодекса Российской Федерации отражено возрастающее значение консолидирующей роли профсоюзов и особенно первичных организаций по защите прав и интересов всех работников организации.

Вопрос: В какое время проводятся профсоюзные собрания (в рабочее или внерабочее время) и какова правовая база (нормативные акты) по этому вопросу?
Ответ: Осуществление конституционного права работников на объединение в профессиональные союзы не должно подрывать дисциплину труда и быть причиной нарушения работниками правил внутреннего трудового распорядка организации. Конечно, работодатель может пойти на встречу и позволит провести собрание в рабочее время, здесь все зависит от его усмотрения. Что касается нормативной базы, то ни Трудовой Кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», а также другие правовые нормативные акты не затрагивают вопросов о порядке проведения профсоюзных собраний, относя их регулирование к Уставу Профсоюза и положениям о первичных профсоюзных организациях.

Главный специалист — правовой инспектор отдела

Вопрос: Имеет ли право профсоюзная организация защищать интересы работника, не являющегося членом профсоюза?

Ответ: В наименовании и содержании статьи 30 Трудового кодекса Российской Федерации отражено возрастающее значение консолидирующей роли профсоюзов и особенно первичных организаций по защите прав и интересов всех работников организации. Правовую основу этих полномочий составляют, в частности статьи 9 и 11Федерального закона от 12 января 1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

В части 1 статьи 30 Трудового Кодекса Российской Федерации отражено существующее в реальной жизни положение, когда в организации есть работники, имеющие и не имеющие статуса члена соответствующего профсоюза. В связи с этим указанная статья предусматривает основания и условия, при которых первичная профсоюзная организация представляет интересы всех работников данного работодателя независимо от их членства в профсоюзе. Такие полномочия реализуются по вопросам, связанным с коллективными трудовыми правами и обязанностями в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. К ним согласно статьи 30 относятся случаи проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров с работодателями.

Таким образом, при реализации перечисленных форм социального партнерства первичные профсоюзные организации и их органы представляют на локальном уровне всех работников данного работодателя, независимо от их членства в профсоюзе.

Согласно части 2 статьи 30 Трудового кодекса Российской Федерации работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и отношений, непосредственно связанных с ними. Условия предоставления таких полномочий устанавливаются данной первичной организацией.

Какие есть полномочия у профсоюзной организации?

Может ли профсоюзная организация запрашивать штатное расписание сотрудников (оклады пофамильно — по каждому сотруднику), и вмешиваться в финансово-хозяйственную деятельность бюджетного учреждения.

Нужно ли согласовывать штатное расписание с профсоюзной организацией?

Согласно ст. 372 ТК РФ работодатель должен направить проект локального нормативного акта (далее – ЛНА) и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации. В ТК РФ нет определения ЛНА, поэтому однозначно отнести штатное расписание к этой категории документов нельзя.

Как правило, ЛНА содержат правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц, – это правила, положения и инструкции. Штатное расписание иногда тоже относят к ЛНА, так как оно составляется и утверждается работодателем (ст. 8 ТК РФ). Роструд относит штатное расписание к числу ЛНА (см., например, п. 1 Письма от 22.03.2012 № 428-6-1).

Однако ЛНА устанавливает правила поведения в организации – это его главный признак, а штатное расписание данного признака не имеет. Согласно Указаниям, оно применяется для оформления структуры, штатного состава и численности организации.

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Судебные органы считают, что штатное расписание с профорганизацией согласовывать не нужно, а сокращение штатного расписания согласования требует. Однако если профорганы в установленный законом период не отвечают на запрос согласования, то работодатель может принять решение самостоятельно. Рассмотрим Определение Верховного суда Республики Карелия от 04.09.2012 по делу № 33-2652/2012.

Приказом директора заповедника (являющегося бюджетной организацией) были утверждены штатное расписание и должностные инструкции, сокращены вакантные должности. Профорганизация заповедника посчитала указанные действия неправомерными.

Позиция профсоюзной организации

Введение в штатное расписание новых должностей, новых должностных инструкций пересматривает нормы труда, изменяет условия оплаты труда сотрудников. Учет мотивированного мнения выборного органа перед принятием решения об изменении системы оплаты труда предусмотрен коллективным договором, положением об оплате труда. Так как штатные расписания, введенные приказами администрации учреждения, сокращают штат, изменяют оплату труда, по этим нормативным актам должно быть получено мотивированное мнение профсоюзной организации.

Работодателю не предоставлено право изобретать новые должности, которые не предусмотрены нормативными документами федерального, ведомственного и локального уровней и федеральными законами, нормативными актами Минприроды, положением о заповеднике.

В соответствии с ч. 1 ст. 370 ТК РФ профсоюзы вправе контролировать соблюдение работодателями трудового законодательства, выполнение им условий коллективных договоров, соглашений.

Суды отметили, что заповедник действует в соответствии с положением и уставом, утвержденными Минприроды.

Согласно данному положению структура и штаты отделов определяются директором заповедника, форму, систему и размеры заработной платы и материального стимулирования работников работодатель устанавливает самостоятельно.

На основании устава директор учреждения по согласованию с Минприроды утверждает штатное расписание.

Организации и учреждения, находящиеся на бюджетном финансировании, могут самостоятельно определять структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий.

Организациям и учреждениям, находящимся на бюджетном финансировании, предоставлено право самостоятельно устанавливать формы и системы оплаты труда, определять размеры надбавок, доплат, премий и других выплат стимулирующего характера, а также структуру и штаты без учета соотношений численности работников различных категорий (п. 2 Указа Президента РФ от 15.11.1991 № 211 «О повышении заработной платы работников бюджетных организаций и учреждений»).

Читайте так же:  Как заработать деньги на изготовл ключей

Согласно Указаниям штатное расписание применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации. Следовательно, штатное расписание – это организационно-распорядительный документ, который не содержит информации о заработной плате и других персональных данных конкретных работников предприятия, работодатель не получает от работников сведения, вносимые в штатное расписание. Соответственно, оно является документом самого работодателя, то есть принимается работодателем единолично.

Суд указал, что утверждение штатного расписания с учетом мнения представительного органа работников трудовым законодательством не предусмотрено.

Утверждение штатного расписания с учетом мнения профсоюза трудовым законодательством не предусмотрено.

Должен ли работодатель согласовывать с профсоюзами изменения в штатном расписании?

Суд отметил, что вопрос целесообразности изменения структуры, штатной численности организации – прерогатива работодателя.

Довод профорганизации о неправомерном введении в штатное расписание наименований должностей, не предусмотренных Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих (носит рекомендательный характер), утвержденным Постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 № 37, судебные органы сочли несостоятельным. Согласно п. 4 Общих положений справочника квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки должностных инструкций.

Однако работодатель вправе, руководствуясь спецификой деятельности организации и ее потребностями, устанавливать в должностной инструкции дополнительные требования к образованию и квалификации работника, с учетом того, что с данной должностью не связано наличие предусмотренных законодательством компенсаций, льгот и ограничений.

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона о профсоюзах профсоюзы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их соответствующими полномочиями.

Коллективным договором заповедника предусмотрено, что ЛНА, вводящие, заменяющие и пересматривающие нормы труда, изменяющие условия оплаты труда, принимает руководитель с учетом мнения профкома. Нормы труда – устанавливаемые нормы выработки, времени, нормативы численности и т. д. (ст. 160 ТК РФ). Нормы труда могут быть пересмотрены по мере развития производства.

Судом установлено, что администрация заповедника оспариваемыми приказами не предусматривала введение, замену и пересмотр норм труда, изменение условий оплаты труда. До издания оспариваемого приказа о сокращении его проект был передан в профком заповедника. В силу ст. 372 ТК РФ выборный орган первичной профорганизации обязан не позднее 5 рабочих дней со дня получения проекта локального нормативного акта направить работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме, даже если работодатель ответ не запрашивает (как в рассматриваемом случае). Эта обязанность профорганом не была выполнена. Работодатель принял решение самостоятельно.

Вопрос целесообразности изменения структуры, штатной численности организации – прерогатива работодателя.

Суд, руководствуясь ст. 30, 370, 372 ТК РФ, положениями устава заповедника, пришел к выводу, что оспариваемые приказы были приняты работодателем в соответствии с его полномочиями.

Рекомендация эксперта
На основании ст. 8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, могут принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями. Однако в определенных случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, работодатель при принятии локальных нормативных актов должен учитывать мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа).

Согласно ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. На основании ч. 4 ст. 8 ТК РФ локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного ст. 372 порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство, иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Об исполнении представления профкома

Вопрос-ответ по теме

Созданный в Учреждении профсоюз, состоящий из 1/7 числа работников, избрал на очередном собрании профком. Председатель профкома присылает Руководителю «Представление об устранении нарушений трудового законодательства» в отношении комплектации рабочих мест. В учреждении проведена специальная оценка условий труда и требования профкома не соответствуют результатам СОУТ. Руководителю не предоставлялась никакая информация по профсоюзу в Учреждении, которым он руководит. Не известен ни Устав, ни списки членов. Законны ли требования профкома? Обязан ли руководитель исполнять Представления профкома, если они не соответствуют СОУТ? Необходим ли обязательный официальный ответ руководителя на Представления профкома, и в какие сроки?

Следует помнить также о том , что профсоюзный инспектор может обратиться в трудовую инспекцию или суд с требованием о привлечении к ответственности лиц , виновных в нарушении трудового законодательства. Однако такое право не является исключительным: любой работник вне зависимости от членства в профсоюзе и наличия статуса профсоюзного инспектора может обратиться в соответствующие органы. При этом к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ может быть привлечено только должностное лицо , а не любой работник , на которого была подана жалоба. Только инспекторы ГИТ вправе определять , к кому применить административную ответственность , и является ли работник должностным лицом , имеющим организационно-распорядительные функции в компании. Таким образом , можно сделать вывод о том , что представления и обращения , адресованные работодателю , носят , скорее , рекомендательный характер.

Остались вопросы по взаимодействию с профсоюзами? Ответ найдется в Системе Юрист

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах « Системы Юрист».

Читайте так же:  Работа на компьютере является вредным условием труда

> «> Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

1. Стабильность трудовых отношений.

Для ответа на данный вопрос обратимся к нормативным актам. Закон о профсоюзах дает следующие определения: Можно выделить две основные функции профсоюзных образований: — представление интересов работников в отношениях с работодателями; — защита трудовых прав и законных интересов работников.

Основные полномочия профсоюзов закреплены в главе 2 Закона о профсоюзах. Данный закон предоставляет равные права всем профсоюзам. Среди полномочий, которыми наделяет профсоюзы законодательство, можно выделить следующие: защита социально-трудовых прав работников, в том числе посредством обращения в органы, рассматривающие трудовые споры; ведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров или соглашений, контроль за их исполнением; контроль за соблюдением работодателем законодательства о труде; получение информации от работодателя, органов государственной власти и местного самоуправления по социально-трудовым вопросам.

Важной составляющей деятельности профсоюзов является участие в установлении и изменении условий труда, определении режимов рабочего времени и т. д. Первичные профсоюзные организации действуют на основании положений, принятых профсоюзами в соответствии с их уставами, или на основании общего положения о первичной профсоюзной организации соответствующего профсоюза. Однако они имеют право осуществлять деятельность и без государственной регистрации, не приобретая статуса юридического лица.

Об этом сказано в статье 8 Закона о профсоюзах.

Согласно статье 27 Трудового кодекса РФ, социальное партнерство возможно в следующих формах: — коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и по заключению коллективных договоров; — участие работников или их представителей в управлении организацией; — участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. Профсоюзы и их объединения могут быть представителями работников в социальном партнерстве (ст. 29 Трудового кодекса РФ). Формы материального поощрения, размеры окладов, а также нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах или соглашениях.

В случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе как по просьбе членов профсоюза или других работников, так и по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры. Процедура защиты прав работника Профсоюз — это один из главных инструментов, который позволяет урегулировать взаимоотношения между работниками и работодателем. Привилегии, предусмотренные для участников профсоюза

Социальное партнерство

К сожалению, эта кодификация сопровождалась утратой многих прогрессивных положений законодательства 90-х годов о профсоюзах как субъектах социально-партнерских отношений, единственных законных представителях работников.

Закон не связывает руки профсоюзам в определении содержания колдоговора. Рекомендуемый перечень вопросов для включения в колдоговор состоит из следующих пунктов: — Форма, система и размер оплаты труда, вознаграждения, доплаты, компенсации.

— Механизм регулирования оплаты труда исходя из роста цен и результатов труда — Занятость, переобучение, условия высвобождения работников. — Продолжительность времени работы, отдыха, отпусков, льготы для учащихся. — Улучшение условий и охрана труда, в т.ч.

труда женщин и молодежи. — Контроль за выполнением договора и ответственность сторон (ежегодный отчет профкома и администрации о выполнении его условий на общем собрании или конференции работников). — Обеспечение нормальных условий деятельности профсоюзов и иных представительных органов работников.

Мотивация профсоюзного членства

СИСТЕМА МОТИВАЦИИ ПРОФСОЮЗНОГО ЧЛЕНСТВА Система мотивации профсоюзного членства представляет собой нескольких блоков, состоящих из приоритетных направлений деятельности профсоюзной организации.

МОТИВАЦИОННЫЕ ПРИЗНАКИ НЕОБХОДИМОСТИ ПРОФСОЮЗНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ — создание микроклимата организованности в коллективе; — поддержка коллективом действий работодателя, направленных на развитие предприятия (организации); — укрепление авторитета, имиджа руководителя; — достижение экономической стабильности; — организация трудового соперничества; — решение социальных вопросов через механизм заключения коллективного договора; — доведение до работников политики руководителя; — правовая защита руководителя от собственников или вышестоящих структур; — социальное партнерство на основе закона; — совершенствование знаний трудового законодательства; — защита интересов предприятия (организации) от собственника; — представительство интересов работодателя в судебных органах; — знание специфики работы с профсоюзом «изнутри»; — осуществление через профсоюз управленческих функций; — возможность объединения усилий коллектива для получения прибыли; — снятие с руководителя ответственности за принятие части решений; — решение неудобных вопросов жизни коллектива; — формирование здоровой оппозиции.

Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

19, 20 Закона о профсоюзах, ст. 370 ТК РФ; Участие профсоюза в принятии решения может выражаться и в форме дачи согласия.

По существу необходимость получения согласия означает право вето со стороны профсоюза. При совместном с профсоюзом принятии решений (паритетном) необходимо согласие обеих сторон. Права профсоюза могут быть классифицированы в зависимости от акта, в котором они установлены, — на закрепленные в нормах международного права, федеральном законодательстве, законодательстве субъектов РФ, коллективных договорах и соглашениях.

Права профсоюзов можно дифференцировать по органам, которым они предоставлены. Название и полномочия профсоюзных органов могут быть различными. К руководящим органам относятся выборные единоличные и коллегиальные органы.

У профсоюзов существуют права как по участию в формировании органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, так и по осуществлению представительских функций в ходе рассмотрения трудовых споров. 5.

Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

фонды солидарности, фонды обучения к подготовке кадров, а также другие фонды, соответствующие уставным целям профсоюзов. Профсоюзы вправе осуществлять на основе федерального законодательства через учрежденные ими организации предпринимательскую деятельность для достижения целей, предусмотренных уставом, и соответствующую этим целям.

Профсоюзы не отвечают по обязательствам организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые в свою очередь

Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

Необходимость подобных гарантий связана с тем, что профсоюзы являются общественной организацией и сами не могут обеспечить реализацию собственных полномочий. В систему таких юридических гарантий входят: в) обязанность работодателей по созданию условий для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа; г) надзор и контроль за соблюдением законодательства о правах профсоюзов; д) юридическая ответственность. При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст.

373 ТК РФ. Как установлено ст.

Миронов В.И. Трудовое право России. Учебник. — СПб: Питер, 2004. С. 85.

Читайте так же:  Перечень городов входящие в программу по переселению

Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

Доклад Председателя ФНПР М.В.Шмакова «О внесении изменений в Устав Федерации Независимых Профсоюзов России, об основных положениях Устава всероссийского межрегионального профсоюза и о порядке проведения отчетно-выборной кампании Федерации Независимых Профсоюзов России» на VIII (внеочередном) съезде ФНПР в Санкт-Петербурге 29 октября 2013 года Уважаемые товарищи делегаты!

Ответственность неотделима от полномочий.

Сегодня в рамках предложений рабочей группы нам необходимо пересмотреть полномочия и ответственность на уровне членских организаций и ФНПР в целом. Я заявляю совершенно ответственно: за всю более чем столетнюю историю российских профсоюзов ни одни организационные изменения не рассматривались настолько подробно и настолько широко и демократично.

Рабочая группа согласилась с мнением о необходимости сохранить свои уставы в территориальных объединениях. Рабочая группа качественно видоизменила первоначальное предложение о введении типового устава отраслевого профсоюза. Я считаю, что только собирание профсоюзных земель, реальное единство и реальные демократические нормы в состоянии дать новый импульс профсоюзному движению России.

Кроме нас это сделать некому.

Дело за нашим решением и нашим действием. Спасибо за внимание. Чекменев А.И.

(председатель профсоюза работников оборонной промышленности РФ): Ветлужских А.Л.

(председатель Федерации профсоюзов Свердловской области): Но все эти спорные вопросы 20 с чем-то лет мы решали, исходя из базового принципа – равенства. (…) Всем нам успехов в защите трудовых прав! Спасибо. Меркулова Г.И. (председатель профсоюза работников образования и науки РФ): Мы считаем, что, действительно, для объединения профсоюзов эта формулировка обязательна, а для профсоюзов — либо она совсем должна быть убрана из этого текста… (…).

Агапова Н.Н. (председатель профсоюза работников АПК РФ): Кабанова В.В. (председатель Московского областного объединения организаций профсоюзов): Шмаков М.В.

(ответы на вопросы. – Ред.):

Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом. В случае, если в организации действует несколько первичных профсоюзных организаций разных профсоюзов, их представительство в коллективных переговорах, заключении коллективных договоров определяется с учетом количества представляемых членов профсоюза.

Запрещается ведение переговоров и заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими работодателя.

3. Первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) вправе осуществлять профсоюзный контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений. Вместе с тем, если из специфики деятельности данной организации вытекает иное, т.е.

Профсоюз — не прикрытие для нарушителей трудовой дисциплины

Специально для РАПСИ суть определений КС РФ разъяснила начальник Управления конституционных основ трудового законодательства и социальной защиты Конституционного суда Алия Нуртдинова.

— Алия Фаварисовна, почему такой широкий резонанс у этих решений КС?

Дело в том, что Трудовой кодекс, вопреки постановлению КС РФ, сохранил гарантии при увольнении выборных профсоюзных работников за нарушение трудовой дисциплины. — На первый взгляд, права профсоюзов и профсоюзных работников теперь действительно пострадали… То есть, профсоюз в данной ситуации фактически подменяет работодателя, лишая его возможности уволить работника, не выполняющего своих обязанностей.

Тем самым права работодателя, как признал Конституционный Суд, несоразмерно ограничиваются.

— Почему такое ограничение признано несоразмерным, ведь цель предоставления упомянутой гарантии – защита профсоюзных работников? Норма же части 1 статьи 374 Трудового кодекса предоставляет профсоюзу право запрещать расторжение трудового договора «вообще». Разве такая защита соответствует тем целям, ради достижения которых она вводилась?

— То есть речь идет о привилегированном положении выборных профсоюзных работников? Следовательно, нарушался конституционный принцип равенства лиц, заключивших трудовой договор, и в равной мере обязанных добросовестно исполнять свои трудовые обязанности. — Но можно ли говорить, что, изложив свою позицию в определениях, Конституционный Суд встал на чью-либо сторону?

— Профсоюзные работники утверждают, что остались беззащитными перед произволом работодателя. — По каким причинам сложилась подобная ситуация? Почему именно теперь актуальным стал вопрос о несоразмерном ограничении прав работодателя?

Это совсем не означает, что государство отказывается от предоставления гарантий выборным профсоюзным работникам.

Просто эти гарантии должны соответствовать современным условиям и роли профсоюзов в настоящее время.

— Какую роль, на ваш взгляд, играют профсоюзы сегодня?

Если попытаться обобщить разностороннюю деятельность профсоюзов, можно сделать вывод о том, что это одна из важнейших общественных организаций, элемент гражданского общества, о необходимости развития которого так много говорится в последнее время. — Не противоречит ли российское законодательство этой международной конвенции? — Что даст профсоюзам ратификация Конвенции МОТ №135, за подписание которой они борются?

Видео удалено.
Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому, как представляется, надо искать новые способы защиты выборных профсоюзных работников, причем не от увольнения вообще, а от увольнения, связанного с профсоюзной деятельностью, как и предусматривается международными актами.

Источники


  1. Ильин, В. А. История и методология физики. Учебник / В.А. Ильин, В.В. Кудрявцев. — М.: Юрайт, 2014. — 580 c.

  2. Бастрыкин, А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. — М.: Юнити-Дана, 2014. — 237 c.

  3. Марчалис, Николетта Люторъ иже лютъ. Прение о вере царя Ивана Грозного с пастором Рокитой / Николетта Марчалис. — М.: Языки славянской культуры, 2017. — 870 c.
  4. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие для прикладного бакалавриата / И.Ф. Мачин. — М.: Юрайт, 2016. — 220 c.
Когда можно игнорировать профсоюзы статус полномочия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here